Project Management Professional (PMP) Глоссарий

Project Management Professional (PMP) ГлоссарийВсем привет! В этой статье публикую все основные термины, артефакты, процессы, роли и сокращения, используемые в Управлении проектами. Статья может быть полезна тем, кто только что начал изучать PMBOK. Список не полный по возможности буду его обновлять. Если у вас есть как либо замечания, пожелания, возражения пишите в комментарии к  данной статье.

Проект
(Project)
Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Продукт
(Product)
Производимое изделие, которое можно выразить количественно, и которое может являться как конечным объектом, так и компонентом. Вспомогательными словами для этого понятия являются материальные средства и товары.
Программа
(Program)
Ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности. Программы могут содержать элементы работ, имеющих к ним отношение, но лежащих за пределами содержания отдельных проектов программы.
Менеджер проекта
(Project Manager, PM)
Лицо, назначенное исполняющей организацией для достижения целей проекта.
Спонсор
(Sponsor)
Лицо или группа лиц, предоставляющая финансовые ресурсы (в любом виде) для проекта.
Заинтересованная Сторона
(Stakeholder)
Лицо или организация (например потребитель, спонсор, исполнительная организация или общественность), которые активно вовлечены в проект, или на чьи интересы могут позитивно или негативно повлиять исполнение или завершение проекта. Заинтересованная сторона также может оказывать влияние на проект и его результаты.
Функциональный
руководитель
(Functional Manager)
Лицо, обладающее руководящими полномочиями в подразделении функциональной организации. Менеджер любой группы, которая фактически занята в производстве продукта или услуги. Иногда также называется «линейным менеджером».
Офис управления проектами
 (Project Management Office, PMO)
Подразделение или организация, выполняющее определенные обязанности в отношении централизованного и скоординированного управления проектами, которые входят в зону его ответственности. Сфера ответственности офиса управления проектами может варьироваться от оказания поддержки в управлении проектами до прямого управления проектом.
Управление проектами
(Project Management)
Приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.
Матричная организация
(Matrix Organization)
Любая организационная структура, в которой менеджер проекта разделяет с функциональными руководителями ответственность по заданию приоритетов и управлению работой лиц, назначенных на исполнение проекта.
Организационная структура
(Organizational Breakdown Structure, OBS)
Иерархическое отображение организации проекта, устроенное таким образом, чтобы соотнести пакеты работ с исполняющими подразделениями.
Жизненный цикл проекта
(Project Life Cycle)
Набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав которых определяется потребностями управления организации или организаций, участвующих в проекте. Жизненный цикл можно документировать с помощью методологии.
Жизненный цикл продукта
(Product Life Cycle)
Набор обычно последовательных, не перекрывающихся фаз продукта, название и количество которых определяется производственными и управленческими потребностями организации. Обычно последняя фаза жизненного цикла продукта – это окончание продаж и обслуживания. Жизненный цикл проекта обычно укладывается в один или несколько жизненных циклов продукта.
Фаза проекта
(Project Phase)
Ряд логически связанных операций проекта, обычно завершающихся достижением одного из основных результатов. Фазы проекта обычно выполняются последовательно, но в определенных ситуациях могут перекрываться. Фаза проекта является элементом жизненного цикла проекта. Фаза проекта не является группой процессов управления проектами.
Устав проекта
(Project Charter)
Документ, выпущенный инициатором или спонсором проекта, который формально узаконивает существование проекта и предоставляет менеджеру проекта полномочия использовать ресурсы организации в операциях проекта.
Иерархическая структура работ (ИСР)
(Work Breakdown Structure, WBS)
Ориентированная на результаты (предметы поставки) иерархическая декомпозиция работ, выполняемых командой проекта для достижения целей проекта и получения необходимых результатов. С ее помощью структурируется и определяется все содержание проекта.
Содержание проекта
(Project Scope)
Работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с заданными характеристиками и функциями.
Требование
(Requirement)
Определенные условия или характеристики, которым должны соответствовать или которые должны иметь система, продукт, услуга, результат или элемент в соответствии с контрактом, стандартами, характеристиками или другими формальными предписывающими документами. Требования включают выраженные в количественной форме и документированные запросы, пожелания и ожидания спонсора, заказчика и других заинтересованных сторон проекта.
Ресурс
(Resource)
Квалифицированный персонал (в определенных сферах деятельности могут использоваться как индивидуально, так и бригадах или командах), оборудование, услуги, расходные материалы, сырье, материальные средства, бюджеты или денежные средства.
Содержание
(Scope)
Совокупность продуктов, услуг и результатов, являющихся предметом проекта.
Инициация проекта
(Project Initiation)
Запуск процесса, который может завершиться авторизацией нового проекта.
Диаграмма Ганта
(Gantt Chart)
Графическое представление информации, относящейся к расписанию. В типичной ленточной диаграмме перечень запланированных операций или элементов иерархической структуры работ располагается вдоль левой стороны диаграммы, даты размещены сверху, а длительности операций показаны в виде горизонтальных полос (лент), привязанных к датам.
База накопленных знаний
(Lessons Learned Knowledge Base)
Хранилище исторической информации и накопленных знаний о результатах принятых в прошлом решений по выбору проектов и исполнении этих проектов.
Процессы планирования
(Planning Processes)
Процессы, осуществляемые для установления общего содержания работ, определения и уточнения целей и разработки курса действий, требуемых для достижения данных целей.
Процессы исполнения
(Executing Processes)
Процессы, применяемые для выполнения работ, указанных в плане управления проектом, для осуществления целей проекта.
Процессы мониторинга и управления
(Monitoring and Controlling Processes)
Процессы, требуемые для отслеживания, проверки и регулирования исполнения и эффективности выполнения проекта, выявления тех областей, в которых требуется внесение изменений в план, и инициации соответствующих изменений.
Процессы завершения
(Closing processes)
Процессы, выполняемые для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта или фазы.
Свод знаний по управлению проектами
(Project Management Body of Knowledge, PMBOK®)
Собирательный термин, охватывающий совокупность профессиональных знаний по управлению проектами. Как и в других профессиональных областях, таких как юриспруденция, медицина, бухгалтерский учет, свод знаний опирается на практиков и теоретиков, которые используют и углубляют эти знания. Полный свод знаний по управлению проектами включает зарекомендовавшие себя и широко используемые традиционные практики, а также недавно появившиеся инновационные практики. Свод знаний включает как опубликованные, так и неопубликованные материалы и постоянно расширяется. Руководство PMI к Своду знаний по управлению проектами PMBOK® определяет ту подгруппу свода знаний по управлению проектами, которая общепринято признается хорошей практикой.
Запись опубликована в рубрике PMP. Теория. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *